Обучение и образование. Самое полезное #2
Серия советов от Бюро Горбунова об уровнях роста профессионалов: уровни, схема осознанности, примеры из разных профессий с наложением на схему осознанности, сочетание разных уровней в одном человеке. Уже с уровня дизайнера в бюро одним из условий является публичная активность: свой блог, проект, рубрика в советах, курсы. Каждый уровень стремится на следующий и не видит через уровень, поэтому схлопывает все уровни над собой в один, не понимая различия. Прокачать уровень можно мозгами, читать книжки, думать. А можно втупую наработкой, «правило 10 000 часов». Щёлкаешь-щёлкаешь иконки и становишься самым крутым.
Классное интервью с Анатолием Левенчуком о закате термина «профессия» и разнице между образованием и обучением: сегодня всё чаще людей берут не на профессиональную деятельность, а на имеющийся фронт работ, поэтому нанимать надо не людей с конкретной профессией в резюме, а людей с нужным вам пакетом компетенций. Задача образованного человека — уметь находить теоретические предметы в жизни, поэтому в вузах должны учить предметам и дисциплинам, а на производстве — работе с конкретными технологиями. Практика = дисциплина + технология, причём дисциплина должна поддерживать технологию.
Воодушевляющий инструмент воспитания в детях ответственности за собственные поступки — подход к домашнему заданию в одной из американских школ. У каждого учителя есть своя таблица штрафов за не вовремя сданную домашнюю работу. Например, опоздал на 1 день — минус 50% баллов от оценки, ещё на день — получаешь 0. Ученикам об этом говорят с 1-го сентября вместо «здравствуйте, дети, поздравляем с началом учебного года». И они вместе с родителями расписываются под этим сводом правил. А ещё на российских родительских собраниях учителя приходят к родителям, а на американских — родители за заранее отведённое для встречи время должны сами успеть обежать всех учителей.
Ставшая классикой статья Ильяхова о мастерстве: никто не хочет, чтобы вы росли, поэтому быть или не быть мастером своего дела — личный выбор каждого.
Подборка историй бывших преподавателей об их опыте работы в вузах. Я по образованию учитель русского и литературы, немного преподавал в 5 и 10 классах, был классным руководителем и чуть-чуть преподавал в университете, поэтому мне близки рассказанные истории. Преподавать сложно во многом из-за множества формальных ограничений и навязанных традиций, но дети и подростки всегда интересные. Когда-нибудь я бы хотел вернуться к преподаванию.
Кратко о работе над искусственным интеллектом для улучшения образовательных процессов (en): интересное описание трёх моделей в основе научения AI. Фактически, это 3 элемента, о которых надо думать при создании любого образовательного продукта:
- Педагогическая модель: знания и опыт преподавания, в том числе измерение и обратная связь.
- Предметная область: знание предмета, в том числе фактов, механизмов и процедур.
- Модель учащегося: багаж знаний, в том числе уровень вовлечённости, предыдущие достижения и сложности.
Цитаты
Профессионал — это человек, которому известны грубейшие ошибки, обычно совершаемые в данной предметной области, и который поэтому умеет их избегать. Нильс Бор
Не задавайте себе вопроса: «Какой я профессии?». Лучше подумайте о тех практиках, которыми вы можете заниматься, для выполнения которых у вас есть навыки и знания, а также хватает личностных компетенций. Тогда у вас не будет проблем «смены профессии» или «судьбоносного жизненного выбора». Знания и навыки приходят и уходят, и это не проблема — учимся и переучиваемся мы всю жизнь. Проблема, если вы вдруг попытаетесь думать о них как о чём-то стабильном, как о «профессии». Сдвинуться с места в этом случае будет крайне тяжело. http://erazvitie.org/article/zakat_professij
Педагог — всегда предметник, он обучает, задавая последовательность задач своего предмета. А тьютор должен между учебными предметами построить такой маршрут для каждого ученика, который выведет его на максимально раскрытые жизненные возможности. Чтобы после овладения каждым предметом увеличивалось количество навыков, которые он может пройти за меньшую длину курсов. http://erazvitie.org/article/zakat_professij
Интересное не по теме
100 примеров использования искусственного интеллекта (en): большая подборка конкретных разработок, по которым сейчас идёт развитие AI. Со ссылками на подробную историю про каждый пример. Например, история о том, как роботов учат поднимать разные предметы, а потом роботы учат этому друг друга. Так они могут научиться поднимать миллионы разных предметов всего за пару недель.
Интервью с феноменальной женщиной: родилась во Владикавказе, работала в Washigton Post, возглавляла департамент развивающихся рынков в Goldman Sachs в Лондоне, мама двоих детей, директор алмазного гиганта «Алроса», покорила Эверест, сходила на лыжах на Северный полюс и ещё открыла благотворительный фонд, в котором учит детей с плохой успеваемостью альпинизму. Она воплотила почти все мои мечты ;-)