Жизнелюбивый, отталкивающий и воинственный, как сорняк

Позднее Ctrl + ↑

Фильмы и сериалы, которые посмотрел за последние несколько месяцев и прям рекомендую

«Притворство» (The Act, 2019). Совершенно чумовой короткий сериал про то, как мать выдумывает десятки болезней для дочери ради её же безопасности и счастья. Игра актёров поразительная. Но всего изумительнее то, что это — реальная история. Ещё раз убеждаюсь, насколько мир гораздо безумнее чем всё, что мы сами можем про него выдумать.

«Брачная история» (Marriage story, 2019). История про развод двух молодых американцев. Скарлет Йоханссон и Адам Драйвер. И 100% попадание в боль и неизбежность драмы, которая происходит, когда люди расстаются, при этом ненавидят и любят друг друга одновременно. И про безумие американских бракоразводных процессов тоже. Я натурально несколько раз всплакнул.

«В погоне за Бонни и Клайдом» (The Highwaymen, 2019). Фильм про реальную историю о двух техасских рейнджерах, которые поймали Бонни и Клайда. Там почти нет экшена, зато есть пожилые Кевин Костнер и Вуди Харрельсон, которые завораживают. Фильм крут тем, что показывает известную историю с обратной стороны. Потому что классический «Бонни и Клайд » 1967 года — всё-таки больше романтический рассказ о влюбленной паре. В этом фильме всё иначе — есть хладнокровные бандиты, стреляющие на заправках ради десятка долларов, и есть те, кто также хладнокровно убивает их.

«Два папы» (The Two Popes, 2019). Фильм про долгие беседы двух пожилых священников, каждый из которых претендует стать Папой. Во-первых, там Энтони Хопкинс. Во-вторых, там красивые кадры. Многих смутили диалоги, как будто из мотивирующих постов в ВК, но короткие очевидные призывающие фразы — это и есть проповеди. Как ещё могут разговаривать папы? Достаточно вспомнить поздние тексты Толстого. Первая часть фильма чуть более скучная, но всё это окупается частью второй.

«Король» (The King, 2019). Очень стильно снятый фильм про молодость Генриха V. Там немного голливудский сюжет, несмотря на то что это Шекспир (хотя пишут, что Шекспир в биографии Генриха много чего приукрасил). Но всё окупается очень стильной картинкой и потрясающим английским акцентом.

«Грязь» (The Dirt, 2019). История глэм-металлистов Motley Crue. Никогда их не слушал, знал только барабанщика Томми Ли, потому что он был мужем Памелы Андерсон ;-) Но фильм хорош передачей совершенно безумной атмосферы рок-музыки 1980-х. Секс, наркотики и рок-н-ролл — всё по классике. Люди с таким ритмом жизни спокойно доживают до старости и продолжают выступать, а мы тут паримся за 10 000 шагов в день и недостаток омега-3 в ежедневном рационе.

«Шафт» (Shaft, 2019). Тупой, но смешной и приятный боевик с Самуэлем Л. Джексоном. Американская версия «Физрука» с Нагиевым. Про мужикастого мужика, привыкшего подходить ко всему с позиции мачо, и его интеллигентном сыне, который совсем про другое. Я веселился, но я в плане юмора, конечно, немного Щербаков.

Про Щербакова, кстати, — крутой выпуск с ним у Дудя. Мне в целом не нравится юмор Щербакова, но меня очень впечатлили то достоинство и адекватность, с которыми он оценивает себя и обратную связь, которую получает из мира.

2020   Кино

Стамбульские мужчины

Впервые побывал в Стамбуле. Он, конечно, красавчик.

Одно из главных впечатлений — стамбульские мужчины (воу-воу).

Во-первых, каждый третий турок — с обложки модного журнала: бороды побриты, волосы зачёсаны, пробор чёткий, зубы белые, штаны в обтягу, у дедов шикарная проседь. И даже те, у кого нет пробора и зачёса, всё равно выглядят ненапряжно мужественно и в должной мере сурово.

Во-вторых, все всё делают с чувством собственного достоинства. Турки выглядят как люди, которые всё про себя поняли и перестали на свой счёт переживать. Стамбульские коты такие же, кстати.

Больше всех запомнился парень в костюме тройке, белой рубашке и блестящих туфлях, который элегантно мыл шваброй пол на базаре. Чувствовал себя великолепно, шутил и улыбался прохожим.

Чтобы делал я, моя пол в общественном месте? Старался бы стать максимально незаметным, маленьким и под цвет пола.

Теперь в самые грустные моменты жизни в поисках поддержки я буду вспоминать этого турка в костюме, приобнявшего швабру так, как обнимают женщину, которой гордятся.

Господи, дай мне умение хотя бы продукты из магазина нести также естественно, мужественно и артистично, как это делают стамбульские мужики.

Стресс на работе и способы его уменьшить

Стресса на работе у каждого вагон, но об этом мало кто говорит открыто. Мы в компании начали.

Провели внутренний митап «Deal with it», про то как каждый справляется с рабочим стрессом: от фаундера до парней от сохи вроде меня. Тезисы моей историй — ниже.

Три главные причины рабочих стресса

Для меня — это эмоциональные качели, страх не оправдать ожиданий и неумение работать с обратной связью со всех сторон.

Фундамент у всего один — зазор между ожиданием и реальностью: думал, что результаты такие, а оказались такие; думал что коллега отреагирует так, а он отреагировал иначе, думал что ошибок не будет, а они вылезли и т. п. С этим нужно учиться работать и жить.

Эмоциональные качели

— это когда любые эмоции всегда супер-сильные и часто сменяют друг друга, а «обычной середины» нет. У меня так из-за особенностей характера и из-за специфики работы, потому что большая часть задач — мероприятия, которые делаются долго, проходят ярко за день, а потом — пустота. Никакого бэклога, роадмапа и прочей регулярной работы, как с фичами, например.

Что для меня не работает

Мне плохо помогают справляться со стрессом инструменты, требующие усидчивости и спокойствия: медитация, йога, ведение дневника. Эффект они дают, но поддерживать регулярность у меня не получается. Скорее всего, я не умею правильно ими пользоваться. Наверное, надо сходить в какую-нибудь школу медитации и раз и навсегда научиться, но мне лень.

«Выпить и поговорить» — традиционный инструмент, даёт быстрый эффект, но только в коротком периоде, а на самом деле ком растёт и уплотняется.

Универсальные инструменты, которые помогают мне снижать стресс

Терапевт — помогает безопасно выговориться, учит вести честный диалог с самим собой, даёт множество разных инструментов. Главное, не бояться перебирать специалистов, чтобы найти своего.

Две полезных ссылки: Как и почему работает психотерапия и есть ли разница между подходами, Почему о проблемах лучше рассказывать терапевту, а не друзьям.

Увлечения типа спорта, музыки, походов отлично разгружают голову, переключают внимание, доставляют радость. При этом я не строю от них завышенных ожиданий, в отличие от работы: не хочу войти в ТОП-10 российских барабанщиков или взойти на все восьмитысячники мира. Поэтому и стресса здесь у меня сильно меньше.

Что помогает справляться с эмоциональными качелями

Письменные практики, не регулярные, а по случаю. Например, публичные ретроспективы — благодарность команде проекта в рабочем чате, посты в соцсетях, статья в рабочей базе знаний — помогают отрефлексировать, благодарность другим повышает радость, а всё вместе позволяет закрыть гештальт и двинуться дальше. Техника свободного письма (пишешь всё, что приходит в голову) — помогает в моменте сильного эмоционального напряга выгрузить всё из головы, чтобы снизить стресс и перейти в рациональное. Написанное можно сразу удалять, польза происходит в процессе письма, а не чтения. Хороший хак от Людвига — писать на минимальном зуме, когда вместо букв — чёрные точки, чтобы не отвлекаться на орфографию, стилистику и пунктуацию.

Учиться принудительно тормозить себя, когда чувствуешь, что чайник закипел: брать day off, вообще ничего не делать в выходные, позволять себе тупить в ютуб, радовать себя тупыми покупками.

Учиться принудительно себя разгонять, когда ты в ауте, а нужно начать работать: пробовать новое хобби, встречаться с друзьями, читать толстые сложные книги вроде «Оргуправленческого мышления». Всё это встряхивает организм и заставляет действовать.

Просто сесть и глубоко подышать. Там есть разные правильные техники, я ни одной не обладаю. Дышу либо просто глубоко, либо 5 сек вдох, 5 сек задержка, 5 сек выдох. Говорят, фридайвинг (погружение на глубину без акваланга) — прям вышка в этом плане. Планирую записаться.

Что помогает справляться с боязнью не оправдать ожидания

Перестать думать за других о том, что они о тебе думаю. Сказать легко, сделать сложно. Но иногда сказать про себя «да и похер, что они там думают» очень помогает.

Не начинать делать задачу, пока не поймёшь зачем: задавать вопросы, даже если они кажутся дурацкими. Писать kick-off документы и давать их на проверку стейкхолдерам.

Кроме плана А готовить B и С. Конечно, всё равно что-то пойдёт не по плану. Но количество этого будет сильно меньше.

Пожелания самому себе

  • Ты не равен твоим проектам. Неудачная попытка, неэффективное решение, провалившийся проект — это не неудачный и провалившийся ты. Отрефлексируй и иди дальше.
  • Чаще переключайся между задачами, процессами, увлечениями. Чтобы тебя не засосало в стресс, уныние и вот это всё.
  • Просто перебирай варианты, пока не найдёшь работающие. Не сработало одно, сработает другое. Нет ничего плохого в том, что все вокруг медитируют, а ты нет. Смотри открытку несовершенным людям.
  • Регулярность решает! Но даже отлично выстроенные регулярные процессы рано или поздно разрушит новый фееричный провал, так что тебе придётся всё строить заново. Это выглядит не так страшно, когда мысленно ты к этому готов.
  • Волны и циклы лежат в основе любых процессов: подъём-спад-подъём-спад. Когда ты на пике, знай, что скоро упадёшь. Когда ты на дне, знай, что рано или поздно тебя начнёт выталкивать наверх.
  • Больше нет взрослых, которые придут и помогут. Единственный взрослый теперь —ты сам. Не рассчитывай на чужую помощь, вытягивай себя сам. Семья и друзья всё равно помогут, но не ставь на них всё.
  • Обращайся за советами к профессионалам. Если тебе долго плохо — иди к терапевту.
  • Не вываливай своё ментальное говно на близких людей. У них полно своих проблем. Чаще делись с ними хорошим, а не плохим.

Fails Night (formerly Fuckup Nights)

В Miro каждую неделю проходят Friday Wins, где команды рассказывают про свои победы (подробнее про формат). Это уже традиция. А на прошлой неделе сразу после Friday Wins мы провели Fails Night, где рассказывали не про командные победы, а про личные просёры. Это было свежо.

В таких мероприятиях велик шанс скатиться в bullshit, если в историях будет чувствоваться неискренность, фейлы будут мелкими (типа фейл, а на самом деле понятно, что нет) или всё мероприятие будет выглядеть как отчёт перед руководством. Мы Fails Night делали уже третий раз (рассказ про первый опыт), к этому моменту докрутили много вещей, чтобы как раз никуда не укатиться.

Эффект оказался классным. Во-первых, рассказывая про большие рабочие фейлы, многих отпускало: можно уже шутить на эту тему, спокойно объяснять детали и не переживать на этот счёт. История проживалась заново, но уже как победа, а не поражение. Во-вторых, ты видишь, что у всех воруг случаются неудачи, сложности и просёры. И при этом в результате не случается ужасных последствий, наоборот — мы двигаемся дальше с большей скоростью. В-третьих, ты видишь, как главным выводом из ошибок является изменение поведения или процесса, а не поиск виноватых. Нет вообще никакого смысла бояться, получается.

Наблюдения про формат Fails Night:

  1. Определитесь с целью такого формата: развлечь, нагрузить, заставить задуматься, замотивировать и т. п. Для нас важно было вовремя и честно подсветить один из принципов про умение превращать неудачи в победы.
  1. Рассказывайте только рабочие фейлы на текущем месте работы. Никаких личных историй (они могут быть слишком откровенными и неуместными), никакого опыта из прошлых компаний (он может быть нерелевантен и неактуален слушателям).
  1. Хорошая структура рассказа: фейл → полученный опыт. Просто рассказать про фейл — мало толку. Просто рассказать про опыт — не так жизненно.
  1. Презы помогают в качестве визуальной поддержки, но упарываться на их создание не стоит. У нас была договорённость не делать презы в корпоративном стиле, а использовать максимально адовые шрифты, бесовские сочетания цветов и уродские выравнивания. Чтобы это выделялось из обычного ежедневного опыта.
  1. Продюсируйте. Можно просто позвать всех желающих и сделать свободный микрофон. Но велик шанс получить хаотичный набор хаотичных историй: от «я потерял мышку» до «я продолбал несколько миллионов», с разным таймингом и очень разной болью.
  1. Продюсируйте, но не пережимайте. Можно заставить всех готовиться, репетировать и вот это всё. Можно в итоге сделать Ted Talks, — и это убьёт запал, уменьшит воронку желающих и превратит всё в официальную корпоративную конференцию. У нас была другая задача.
  1. Договоритесь с рассказчиками о тайминге, но не обрывайте при превышении.
  1. Собирайте рассказчиков из максимально разных ролей и команд: дизайнеры, продакты, разработчики, HR, executive. Тогда это будет действительно общая история, а не продуктовый митинг.
  1. Не записывайте видео и не зовите гостей. Это закрытый личный формат, только так он может быть максимально откровенным. Сама атмосфера тоже должна быть максимально расслабленной: вечер, пятница, вино.
  1. Делайте мерч, это всегда приятно. У нас были стикеры, обыгрывающие наши ценности через фейлы + футболки для рассказчиков с текстами типа Yes to failure, yes to bullshit.
  1. Не проводите такое часто. Это не ежемесячный отчёт, а скорее выход из обыденности.
  1. Думайте над названием. У нас первым было Fuckup Nights, но зарубежным коллегам это резануло по ушам, так что мы провели ренейминг.

Приятно заканчивать год, рассказав про свои фейлы и отпустив их.

Первый опыт международного конкурса для разработчиков

Провели первый в Miro открытый конкурс для разработчиков по созданию приложений на нашей платформе. С хорошим денежным призом, десятком стран-участник и legal part, которую пилили почти месяц.

Немного итогов

  1. Главный инсайт — контрибьютить в продукт готовы как те, кто им уже пользуется (это ожидаемо), так и те, кто узнал о нём впервые во время конкурса. Это круто! Но будут ли «новички» после этого продолжать пользоваться продуктом — пока вопрос.
  1. Очень многие идеи от внешних разработчиков на конкурсе схожи с идеями, которые мы сами реализуем на внутренних хакатонах. Это подтверждает наше верное движение и понимание пользователей.
  1. Почему-то боялись никого не заинтересовать конкурсом, поэтому в первых коммуникациях и рекламе делали акцент на большом призовом фонде. А надо было делать акцент на реальной возможности повлиять на пользовательский опыт 3 млн человек в Miro. По факту оказалось, что многим участникам действительно было важнее решить собственные боли в продукте и помочь командам, чем заработать определённую сумму. Вывод: не ссать звать людей вместе улучшать продукт, когда у тебя крутой продукт.
  1. Общение максимально полезно, когда с обеих сторон люди с одинаковым бэкграундом и контекстом. Разработчики бодро делятся фидбеком, но только с другими разработчиками. Всё общение с участниками во время конкурса вела наша команда платформы, а не HR, DevRel, маркетолог etc. — поэтому мы собрали много полезных инсайтов по поводу техических улучшений SDK.
  1. Для многих важен факт личного общения. Любые официальные письма-рассылки, даже если в подписи конкретный человек, воспринимаются и читаются хуже, чем личное письмо 1:1. Поэтому не нужно ссать давать личные контакты для обращения по любым вопросам.
  1. Вся письменная коммуникация на английском уже не является большим блокером для русскоязычной аудитории. Хотя изначально мы боялись, что английский сильно ограничит вовлечённость и снизит количество участников. В итоге нас спас CEO, который сказал: «Делаем всё только на английском», и оказался прав, потому что два из трёх победителей — из Европы, а русскоговорящим разработчикам английский не помешал участвовать.
  1. В плане привлечения участников, которые в итоге сделали приложения, лучше всего сработали информационные плашки внутри продукта, Хабр (пост + реклама) и — внезапно — инстаграм!
    Посты в больших телеграм-группах про разработку не сработали совсем. Возможно, мы ещё не про все группы знаем.
  1. Абсолютно не понятно, на какие метрики ориентироваться при планировании онлайн-контестов. Особенно, если ты их никогда не делал. 100 участников — это хорошо? А 1,000 участников — это реально? Нашими главными рефами были контесты JetBrains, что, конечно, оказалось не совсем правдапободным для нас в плане метрик. У JetBrains уже большое и крутое коммьюнити, поэтому собрать за контест 50-60 приложений для них — не вызов, в отличие от нас. JetBrains огромное спасибо за вдохновение!
  1. До последнего дня конкурса было не понятно, сколько в итоге будет сделано приложений и будут ли они вообще. В том числе потому, что многие делают приложения в последние дни. Короче, стресса на этом этапе организаторам не избежать.
  1. Для меня конкурс оказался важен тем, что я — человек не из Product Dev — впервые реально повлиял на то, что скоро в нашем маркетплейсе появятся новые приложения, которые улучшат качество работы пользователей в продукте. Огонь!

Посмотреть топ приложений — https://go.miro.com/platform-contest

Ранее Ctrl + ↓