Жизнелюбивый, отталкивающий и воинственный, как сорняк

Позднее Ctrl + ↑

Fails Night (formerly Fuckup Nights)

В Miro каждую неделю проходят Friday Wins, где команды рассказывают про свои победы (подробнее про формат). Это уже традиция. А на прошлой неделе сразу после Friday Wins мы провели Fails Night, где рассказывали не про командные победы, а про личные просёры. Это было свежо.

В таких мероприятиях велик шанс скатиться в bullshit, если в историях будет чувствоваться неискренность, фейлы будут мелкими (типа фейл, а на самом деле понятно, что нет) или всё мероприятие будет выглядеть как отчёт перед руководством. Мы Fails Night делали уже третий раз (рассказ про первый опыт), к этому моменту докрутили много вещей, чтобы как раз никуда не укатиться.

Эффект оказался классным. Во-первых, рассказывая про большие рабочие фейлы, многих отпускало: можно уже шутить на эту тему, спокойно объяснять детали и не переживать на этот счёт. История проживалась заново, но уже как победа, а не поражение. Во-вторых, ты видишь, что у всех воруг случаются неудачи, сложности и просёры. И при этом в результате не случается ужасных последствий, наоборот — мы двигаемся дальше с большей скоростью. В-третьих, ты видишь, как главным выводом из ошибок является изменение поведения или процесса, а не поиск виноватых. Нет вообще никакого смысла бояться, получается.

Наблюдения про формат Fails Night:

  1. Определитесь с целью такого формата: развлечь, нагрузить, заставить задуматься, замотивировать и т. п. Для нас важно было вовремя и честно подсветить один из принципов про умение превращать неудачи в победы.
  1. Рассказывайте только рабочие фейлы на текущем месте работы. Никаких личных историй (они могут быть слишком откровенными и неуместными), никакого опыта из прошлых компаний (он может быть нерелевантен и неактуален слушателям).
  1. Хорошая структура рассказа: фейл → полученный опыт. Просто рассказать про фейл — мало толку. Просто рассказать про опыт — не так жизненно.
  1. Презы помогают в качестве визуальной поддержки, но упарываться на их создание не стоит. У нас была договорённость не делать презы в корпоративном стиле, а использовать максимально адовые шрифты, бесовские сочетания цветов и уродские выравнивания. Чтобы это выделялось из обычного ежедневного опыта.
  1. Продюсируйте. Можно просто позвать всех желающих и сделать свободный микрофон. Но велик шанс получить хаотичный набор хаотичных историй: от «я потерял мышку» до «я продолбал несколько миллионов», с разным таймингом и очень разной болью.
  1. Продюсируйте, но не пережимайте. Можно заставить всех готовиться, репетировать и вот это всё. Можно в итоге сделать Ted Talks, — и это убьёт запал, уменьшит воронку желающих и превратит всё в официальную корпоративную конференцию. У нас была другая задача.
  1. Договоритесь с рассказчиками о тайминге, но не обрывайте при превышении.
  1. Собирайте рассказчиков из максимально разных ролей и команд: дизайнеры, продакты, разработчики, HR, executive. Тогда это будет действительно общая история, а не продуктовый митинг.
  1. Не записывайте видео и не зовите гостей. Это закрытый личный формат, только так он может быть максимально откровенным. Сама атмосфера тоже должна быть максимально расслабленной: вечер, пятница, вино.
  1. Делайте мерч, это всегда приятно. У нас были стикеры, обыгрывающие наши ценности через фейлы + футболки для рассказчиков с текстами типа Yes to failure, yes to bullshit.
  1. Не проводите такое часто. Это не ежемесячный отчёт, а скорее выход из обыденности.
  1. Думайте над названием. У нас первым было Fuckup Nights, но зарубежным коллегам это резануло по ушам, так что мы провели ренейминг.

Приятно заканчивать год, рассказав про свои фейлы и отпустив их.

Первый опыт международного конкурса для разработчиков

Провели первый в Miro открытый конкурс для разработчиков по созданию приложений на нашей платформе. С хорошим денежным призом, десятком стран-участник и legal part, которую пилили почти месяц.

Немного итогов

  1. Главный инсайт — контрибьютить в продукт готовы как те, кто им уже пользуется (это ожидаемо), так и те, кто узнал о нём впервые во время конкурса. Это круто! Но будут ли «новички» после этого продолжать пользоваться продуктом — пока вопрос.
  1. Очень многие идеи от внешних разработчиков на конкурсе схожи с идеями, которые мы сами реализуем на внутренних хакатонах. Это подтверждает наше верное движение и понимание пользователей.
  1. Почему-то боялись никого не заинтересовать конкурсом, поэтому в первых коммуникациях и рекламе делали акцент на большом призовом фонде. А надо было делать акцент на реальной возможности повлиять на пользовательский опыт 3 млн человек в Miro. По факту оказалось, что многим участникам действительно было важнее решить собственные боли в продукте и помочь командам, чем заработать определённую сумму. Вывод: не ссать звать людей вместе улучшать продукт, когда у тебя крутой продукт.
  1. Общение максимально полезно, когда с обеих сторон люди с одинаковым бэкграундом и контекстом. Разработчики бодро делятся фидбеком, но только с другими разработчиками. Всё общение с участниками во время конкурса вела наша команда платформы, а не HR, DevRel, маркетолог etc. — поэтому мы собрали много полезных инсайтов по поводу техических улучшений SDK.
  1. Для многих важен факт личного общения. Любые официальные письма-рассылки, даже если в подписи конкретный человек, воспринимаются и читаются хуже, чем личное письмо 1:1. Поэтому не нужно ссать давать личные контакты для обращения по любым вопросам.
  1. Вся письменная коммуникация на английском уже не является большим блокером для русскоязычной аудитории. Хотя изначально мы боялись, что английский сильно ограничит вовлечённость и снизит количество участников. В итоге нас спас CEO, который сказал: «Делаем всё только на английском», и оказался прав, потому что два из трёх победителей — из Европы, а русскоговорящим разработчикам английский не помешал участвовать.
  1. В плане привлечения участников, которые в итоге сделали приложения, лучше всего сработали информационные плашки внутри продукта, Хабр (пост + реклама) и — внезапно — инстаграм!
    Посты в больших телеграм-группах про разработку не сработали совсем. Возможно, мы ещё не про все группы знаем.
  1. Абсолютно не понятно, на какие метрики ориентироваться при планировании онлайн-контестов. Особенно, если ты их никогда не делал. 100 участников — это хорошо? А 1,000 участников — это реально? Нашими главными рефами были контесты JetBrains, что, конечно, оказалось не совсем правдапободным для нас в плане метрик. У JetBrains уже большое и крутое коммьюнити, поэтому собрать за контест 50-60 приложений для них — не вызов, в отличие от нас. JetBrains огромное спасибо за вдохновение!
  1. До последнего дня конкурса было не понятно, сколько в итоге будет сделано приложений и будут ли они вообще. В том числе потому, что многие делают приложения в последние дни. Короче, стресса на этом этапе организаторам не избежать.
  1. Для меня конкурс оказался важен тем, что я — человек не из Product Dev — впервые реально повлиял на то, что скоро в нашем маркетплейсе появятся новые приложения, которые улучшат качество работы пользователей в продукте. Огонь!

Посмотреть топ приложений — https://go.miro.com/platform-contest

Кружок и Коча в Перми

Летом Кружок, Miro, PERMM и ещё много классных людей съездили в коми-пермяцкое село Большая Коча, чтобы рассказать школьникам об основах дизайна и программирования. Ребята тогда сделали крутой сайт bolshayakocha.ru. Я писал об этой поездке.

Тогда же моя коллега Лена придумала идею встретиться всем вместе снова, когда будет готов фильм о поездке.

Казалось невозможным собрать в одном месте 20 человек от 10 до 30+ лет из трёх сильно удалённых друг от друга населённых пунктов. Но прошло 5 месяцев — и мы это сделали! И снова собрались вместе, чтобы провести классные выходные и устроить премьерный показ фильма о детях, Коче, коми-пермяцком языке и культуре.

Круто участвовать в историях, которые происходят не потому что это влияет на OKRs и бизнес-метрики, а потому что dirive change and just be. Дети просто получают кайф от того, что отдыхают вместе и узнают о новых классных штуках вроде граффити, каппинга и пермских древностей. А подуставшим от взрослой жизни “взрослым” по кайфу отдохнуть с детьми, у которых энергии через край ;-)

Такой cultural shift во все стороны. Ради the Next Big Things, Dare to team big и всего прочего, смысл чего постепенно размывается, если не заниматься вот такими вещами.



А фильм о поездке в Кочу скоро появится на ютубе.

История входа в профессию

Спросил у барбера между делом, как он пришёл в профессию, а он рассказал офигительную историю.

Дима работал администратором в барбершопе. Наблюдая каждый день за работой мастеров, захотел научиться также. Но в компании все стажерские места были заняты. Тогда Дима договорился с директором, что после закрытия барбершопа он будет стричь своих друзей бесплатно.

Так после каждой смены с 9 до 21 он оставался и учился стричь. Смотрел видео, читал теорию, наблюдал за мастерами. Фотографировал свои стрижки, а утром показывал барберам, узнавал об ошибках и на следующий вечер старался сделать лучше.

Время шло, Дима стриг друзей, но мест для стажёров в компании не появлялось. Тогда Дима устроился в обычную парикмахерскую, чтобы набить руку. И первым же его клиентом (как помните, он до этого не стриг незнакомых людей) стал 2хлетний! парень с супер-замороченной прической, которую придумала мама. Справился.

Отработал несколько месяцев в парикмахерской, набил руку, научился разговаривать с клиентом параллельно стрижке (оказывается, это супер навык). В этот момент из барбершопа ушли два стажёра, из-за которых когда-то не хватило места Диме.

И Дима вернулся в барбершоп сразу на два стажерских места. Чтобы быстрее научиться всему.

Сейчас Дима — старший мастер. К которому постоянная очередь, который регулярно гоняет на мастер-классы и фестивали. Красавчик!

И чтобы дополнить картину: вчера в барбершопе Дима встретил меня с фиолетовыми волосами на голове. Потому что их начали учить колористике, а он не мог все сам не попробовать. И попробовал первым ;-)

Короче, если бы в нашей компании были вакансии барберов, то Дима бы стал Head of.

Корни и крылья

Когда-то я много снимал на плёнку. Плёночная фотография интимнее цифровой.

Результат на айфоне часто лучше. Быстрее, проще. Ты можешь сделать сотни кадров и тут же удалить. Можешь бесконечно экспериментировать — количество попыток неограничено. Но чаще всего это не волшебство, а спорт. В нём потерялось смущение, очарование и магия.

На плёнке почти не бывает идеальных кадров: глянцевых, отточенных, залакированных. Остаются трещинки, пылинки, пересветы, — следы времени, ручного ремесла. Как настоящая красота, всегда немного неидеальная, нарушающая пропорции — и этим приковывающая взгляд.

За светом и диалогом на съёмке всегда следовала темнота и тишина при проявлении. И только так рождался кадр. Ты был волшебником, а свет — волшебством.

Недавно после десятилетнего перерыва я снова попробовал снимать на плёнку. Не получилось ни одного из 36 кадров. Не хватило света. Оказалось, что всё это время я пытался выращивать корни, — а надо было крылья.

2019  
Ранее Ctrl + ↓